Введение в SOA и Web-сервисы
18.01.2010
Введение. Синхронизация сфер бизнеса и ИТ: гибкие решения SOA
Сервис-ориентированная архитектура (SOA) является стилем построения ИТ-архитектуры, которая обеспечивает трансформацию Вашего бизнеса в систему взаимосвязанных служб (сервисов, видов ПО), т.е. регулярно выплняемых бизнес-задач, к которым Вы можете обращаться по мере необходимости через сеть. Это может быть локальная сеть, это может быть Интернет, или это может быть географическая и технологическая комбинация сетей и служб в Нью-Йорке, Лондоне, и Гонконге так, как если бы они были все установлены на Вашем местном настольном компьютере. Эти службы могут объединяться для решения определенной деловой задачи, давая возможность Вашему бизнесу быстро и гибко адаптироваться к изменяющимся условиям и требованиям окружающей среды
Если реализация SOA подчинена стратегическим бизнес-целями, то Вам гарантирована такая позитивная трансформация Вашего бизнеса, благодаря чему Вы можете ощутить основные преимущества SOA, а именно:
- Синхронизация (alignment — выравание) сфер бизнеса и ИТ
- Многократное использование ПО
Вместе они позволяют гарантировать, что инвестиции в дорогостоящие ИТ-проекты приведут в конечном счета к увеличению стоимости Вашего бизнеса.
Так, как Вы можете покдючиться к SOA, и как SOA будет затрагивать Ваш бизнес? IBM идентифицировала пять точек входа, чтобы гарантировать, что каждое SOA-решение будет представлять реальную ценность для Вашего бизнеса. Каждая точка входа связана со сценарием, или определенным подходом, в рамках которого реализуются некие технологии, что позволяет определить бизнес-ценность в каждой точке входа.
Точки входа SOA
Пять точек входа, определенных IBM — на основе реального опыте общения с клиентами — могут помочь Вам и Вашему бизнесу получить выгоды от использования готовых решений SOA. Эти точки входа обуславливаются как потребностями бизнеса (люди, процессы, информация), так и нуждами ИТ-сферы (связь и многократное использование ПО). Вот общие описания этих пяти точек входа:
Люди: Эта точка входа в SOA сосредотачивается на генерировании инноваций и развитию сотрудничества с опорой на опыт пользователей, что позволяет обеспечить непротиворечивое взаимодействие людей и процессов, повышая таким образом производительность бизнеса. Используя SOA Вы можете, например, создать основанные на сервисе портлеты (портлет -компоненты пользовательского интерфейса типа информеров погоды, новостных лент, сообщений электронной почты, ответов на форумах и пр.), чтобы увеличить это сотрудничество.
Процесс: точка входа процесса помогает компаниям знать то, что происходит в их бизнесе, позволяя им улучшать существующие бизнес-модели. Используя SOA Вы можете преобразовать свои бизнес-процессы в гибкие и многократно используемые сервисы, улучшать и оптимизировать эти новые процессы.
Информация: Используя эту точку входа к SOA Вы можете повысить качество информации в своей компании непротиворечивым и видимым способом. Предоставляя эту непротиворечивую и надежную информацию всюду, во всех областях Вашего бизнеса, Вы создаете условия в своей компании для инноваций, что позволяет Вам конкурировать более эффективно. Используя SOA Вы повышаете контроль за своей информацией, что позволяет Вам обнаружить интересные новые отношения за счет выравнивания информации и бизнес-процессов.
Связь: Используйте в своих интересах точку входа обеспечения связи, чтобы эффективно настроить Вашу инфраструктуру, интегрируя людей, процессы, и информацию в Вашей компании. При наличии гибких подключений SOA между службами, и всюду в окружающей Вас среде, Вы можете взять существующий бизнес-процесс и распространить его без особых усилий через различные деловые каналы. Вы можете даже установить связь с внешними партнерами вне Вашей системы сетевой защиты безопасным способом.
Многократное использование: Многократное использование служб с SOA позволяет Вам использовать службы, которые уже существуют в Вашей компании. Используя Ваши существующие ресурсы, Вы можете упростить свои бизнес-процессы, гарантировать их единообразие всюду по Вашей компании, и уменьшить время на разработку. Все это сохраняет Вас время и деньги. Вы также уменьшаете вероятность дублирования функций в Ваших службах и используте преимущества от использования уже доказавших свою эффективность и знакомые пользователям программных ресурсов.
Теперь мы увяжем с этими точкам входа различные сценарии, используя пидамнную компанию JK Enterprises, чтобы реализовать там в качестве примера определенный подход SOA. Сначала давайте исследуем сценарии.
Сценарии SOA
Точки входа были определены таким образом, чтобы помочь клиентам понять, что такое SOA. Однако дальнейшие детали реализации необходимы, чтобы помочь клиентам подготовить свои ИТ-группы и начать внедрение SOA в своем бизнесе. Именно в этот момент на сцене появляются вполне определенные сценарии действий.
Снова опираясь на многолетний реальный опыт общения с клиентами и внедрения решений, технические эксперты IBM поняли, что суещствует несколько общих сценариев, которым следует бизнес в процессе проектирования и внедрения решений SOA. Определяя эти сценарии, IBM предоставляет Вам готовые, проверенные на практике подходы по внедрению решений SOA. Каждый сценарий предлагает Вам проверенные и интегрированные продукты, или некие реализации, которые могут использоваться при осуществлении сценария. Так, Вы можете привязать сценарии к определенным целям и потребностям своей компании и понять таким образом, какие выгоды Вы можете получить от внедрения.
- Создание сервиса (Service creation): Создание гибких, сервис-ориентированных бизнес-приложений. Новое сервис-ориентированное приложение позволяет рассматривать бизнес-поведение как сервис и многократно использовать логику бизнес-процесса в качестве сервиса (в аналогичных ситуациях).
- Обеспечение связи с сервисами (Service connectivity): Свяжите людей, процессы и информацию в Вашем бизнесе посредством единого потока сообщений и передаваемой информации из любого места, в любое время, с использованием различного ПО, делая систему взаимосвязанных основных служб доступными для множества приложений, используя сервисный шлюз или шину (service gateway or bus).
- Службы взаимодействия и сотрудничества (Interaction and collaboration services): сервис или набор служб должны быть доступны пользователям через множественные устройства, такие как браузер, PC и мобильные устройства. Службы взаимодействия и сотрудничества также повышают производительность труда, объединяя эти службы как средства доставки информации и взаимодействия с окружающей средой бизнес-процесса.
- Управление бизнес-процессами на базе SOA (Business process management enabled by SOA): управление бизнес-процессами — дисциплина, комбинирующая программные возможности и бизнес-аналитику для целей ускорения процесса совершенствования процессов и облегчения новаторских улучшений.
- Информация как сервис (Information as a service): Информация как сервис предлагает информационный доступ к сложным и разнородным источникам данных в пределах Вашей компании в качестве сервиса многократного использования.
- Дизайн SOA (SOA design): Выравнивание процессов моделирования и проектирования бизнеса с процессами проектирования IT-решений посредством определенных ролей, методов и наоборов артефактов с целью оптимизации бизнес-процессов для оптимизации и структуирования и интеграции сервисов.
- Управление SOA (SOA governance): Устанавливает и проводит в жизнь процессы разработки SOA и его выполнения. Определяет политику, процессы, и инструментальные средства, которые отслеживают, кому принадлежит сервис, кто может его (еще) использовать, каким образом он может использоваться, и когда сервис будет доступен для тех, кто в нем нуждается.
- Безопасность и управление SOA (SOA security and management): Развертывание, отслеживание, обеспечение безопасности, поддержка, изменение и управление жизненным циклом сервисов как часть ИТ сервис-менеджмента (IIT Service Management - TSM).
Пять точек входа SOA, которые обсуждались ранее, можно непосредственно привязать (то есть у них есть взаимно-однозначные отношения) к первым пяти сценариям в этом списке. Например, многократное использование ПО можно привязать к сценарию "Обеспечение связи с сервисами". Есть три дополнительных сценария SOA, которые мы еще обсудим и которые обеспечивают фундамент для всех вышеупомянутых пяти точек входа одновременно. Это дизайн SOA, управление SOA и безопасность и управление SOA.
Давайте потратим еще одну минуту, чтобы нарисовать точки входа, сценарии и их реализации. На рисунке 1 Вы можете видеть, как точка входа "Многократное использование ПО" связана непосредственно со сценарием "Создание сервиса", который в свою очередь содержит три реализации, один из которых называется "создание нового сервиса на базе открытого стандарта". Так, связывая все это в данном примере, Вы внедряете SOA через точку входа многократного использования, что помогает Вам привязать к SOA существующие службы Вашей компании. Если Вы при этом обнаруживаете, что у Вас пропущен какой-то важный сервис, то реализация "Создание нового сервиса с нуля" определяет детали, как Вы можете конкретно сделать.
Теперь Вы знаете пять точек входа SOA, восемь сценариев, и у Вас должно быть понимание, что у каждого сценария есть множество разных реализаций, которые помогают Вам внедрять решения SOA. Рисунок 1 демонстрирует лишь только один пример того, как Вы можете скомбинировать эти элементы, чтобы обеспечить реализацию SOA-подхода для той или иной компании. Чтобы лучше иллюстрировать эти подходы, в оставшейся части этой статьи мы проследим, как в компании JK Enterprises извлекают выгоды от внедрения SOA-решения.
Перевод статьи New to SOA and Web services, которая расположена на сайте IBM.
оригинал перевода chevalry.livejournal.com >>>
Возврат к списку