Схема сертификации ITSM-специалистов от института EXIN
Вторая версия библиотеки ITIL была настолько хороша, что стала, как модно говорить, «стандартом де-факто». А «де-юре» им стал утвержденный в 2005 году стандарт ISO/IEC 20000 – стандарт системы управления ИТ-услугами, как отраслевого решения системы менеджмента качества. Первая часть стандарта предъявляет требования к системе управления (то есть к руководству и к процессам управления параметрами услуг), а вторая предлагает рекомендации, следуя которым можно выполнить требования.
Опираясь на данный стандарт институт EXIN совместно с немецкой TÜV SÜD Akademie разработали схему сертификации специалистов по ITSM, в которой не стали ограничиваться конкретными сводами знаний. Содержание стандарта ISO/IEC 20000 стало основой для подачи материала, а практические рекомендации по подготовки к экзаменам учебные организации вольны выбирать из любых источников, в первую очередь – из практического опыта.
Главной особенностью этой сертификации является ее ролевая структура. Здесь почти нет последовательно обретаемых «званий», есть только уровни сертификации, которые соответствуют сфере профессиональных интересов и обязанностей соискателя.
Линейка сертификации состоит из четырёх областей: Foundation, Professional, Associate, Consultant/Manager.
- Базовый экзамен Foundation, аналогично ITIL, проверяет знание основных определений, концепций и процессов, предлагаемых стандартом. Если в ITIL самостоятельная подготовка к экзамену возможна только по платным англоязычным материалам от официального издательства TSO Publishing, то для подготовки к экзамену Foundation in ITSM according to ISO/IEC 20000 можно пользоваться открытыми материалами, например, специально разработанным методическим пособием на русском языке.
- Группа курсов и область экзаменов Professional in ITSM according to ISO/IEC 20000 состоит из пяти частей, аналогично структуре стандарта: Align, Support, Delivery, Control и Manage&Improve. Экзамены этой группы можно сдавать в любой комбинации: порядок и количество целиком зависят от компетенций и желаний сотрудника. Каждый экзамен состоит из 40 вопросов-кейсов с вариантами ответов, только один из которых является верным. Правильно ответить нужно на 26 и более вопросов.
- Курс и экзамен Associate Consultant in ITSM according to ISO/IEC 20000 ориентирован на младших консультантов и аудиторов, вовлеченных проекты внедрения, совершенствования и контроля качества процессов ITSM. Здесь 80 вопросов с вариантами ответов (только один верный). Правильно ответить нужно на 52 и более.
- Сдав три экзамена уровня Professional (один из которых Manage&Improve) или сдав экзамен Associate, соискатель может пройти курс, выполнить практические задания и сдать экзамен Consultant/Manager in ITSM according to ISO/IEC 20000, который ориентирован на старших консультантов и менеджеров ИТ-служб. Этот экзамен примечателен тем, что помимо двадцати традиционных вопросов с вариантами ответов, соискателю будет предложено разобрать кейс и написать три мини-эссе на заданные темы. Проверять такой экзамен будет, конечно, же, реальный эксперт, а не бездушный компьютер.
Существенным преимуществом линейки от EXIN является её гибкость, а также ориентированность экзаменов и курсов на практические навыки и решение конкретных ситуаций, а не доскональное знание какого-либо свода знаний.
Более подробную информацию об этой схеме сертификации можно найти на специальном сайте www.exin-itsm.com