itSMF Russia :: Ассоциации организаций и специалистов в сфере управления информационными технологиями «ИТ сервис-менеджмент форум» баннер
НОВОСТИ УЧАСТИЕ В АССОЦИАЦИИ ОБ АССОЦИАЦИИ БИБЛИОТЕКА СОБЫТИЯ ДЛЯ УЧАСТНИКОВ ТРЕБУЮТСЯ СПЕЦИАЛИСТЫ БЛОГИ

баннер

 

Присоединиться к ITSM сообществу


Состав itSMF Russia

 

баннер

 

 


книжный магазин itSMF



Подпишитесь на новости ITSM-сообщества

* обязательные поля
Архив рассылок >>>



facebook linkedin баннер twitter



Реестр аккредитованных учебных центров, работающих в Российской Федерации и имеющих право проводить обучение по утвержденному списку курсов ITIL®


Manager’s Certificate in IT Service Management Список ITIL Expert'ов и сервис-менеджеров России и стран СНГ



Список российских профессионалов сервис-менеджмента, обладателей сертификатов priSM




Работа для Вас: актуальные вакансии


Cистемы DCIM ждут зрелости заказчиков
Untitled Document

На российском рынке уже есть вполне довольные своим приобретением пользователи систем DCIM, но, как считает Андрей ИВАШОВ, руководитель по развитию этого направления в компании Schneider Electric, большинству заказчиков еще нужно «дозреть» и подготовиться, и вендор готов им в этом активно помочь.

Андрей ИВАШОВ, Schneider Electric

– Производители инженерного оборудования для ЦОДов оснащают его собственными средствами мониторинга и управления. Какие ценные функции добавляют к ним системы DCIM?

– Встроенные в оборудование средства мониторинга и управления можно назвать базовыми, они достаточно стандартны и с годами меняются незначительно. А специализированные системы активно развиваются, прежде всего в направлении создания большего удобства и гибкости при внедрении. Например, недавно в нашей линейке устройств мониторинга NetBotz появились беспроводные датчики, которые могут на магнитах крепиться на двери стоек. Если понадобится переместить стойку, увеличить количество датчиков и т.п., то проблем с перекладкой кабелей не будет. Но самое главное – компоненты мониторинга, входящие в DCIM, созданы таким образом, чтобы быстро организовать централизованное наблюдение за состоянием всего дата-центра, обеспечить своевременную реакцию на инциденты и минимизировать риски.

– С каких продуктов DCIM лучше начинать оснащать свой ЦОД? Что должно входить в «комплект первой необходимости»?

– Базовый уровень DCIM предназначен, по сути, для «выживания», т.е. он должен отслеживать критические изменения в помещениях и состояние оборудования, от которого зависит непрерывность работы ИТ-нагрузки заказчика. Если говорить о промышленных продуктах, то в состав этого уровня входят средства мониторинга состояния ИБП и систем охлаждения с соответствующими датчиками, системы видеонаблюдения, системы безопасности и организации доступа. В масштабах небольшого ЦОДа или серверной комнаты все потребности может обеспечить наш знаменитый комплекс NetBotz. Если речь идет о более крупном объекте или регионально распределенной сети с серверными комнатами, то мониторинг такой инфраструктуры можно централифзовать с использованием системы мониторинга Data Center Expert, которая агрегирует большие объемы данных, имеет продвинутые средства аналитики и соответствующий задаче современный и удобный интерфейс.

– На какие дата-центры рассчитана система активного мониторинга NetBotz? Какие преимущества у этого решения?

– По нашим данным, на сегодняшний день NetBotz – самая распространенная система мониторинга в ЦОДах всех типов. NetBotz применяется даже в случаях, когда требуется контроль промышленного или медицинского оборудования или помещений, где оно установлено. Инфраструктура везде достаточно схожа, поэтому в «продуктовом наборе» есть набор различных датчиков и периферии, а также контроллеры с разным типом установки и с поддержкой различного числа подключений. Конкретные реализации могут различаться плотностью установки датчиков, наличием или отсутствием системы видеонаблюдения и других функций в зависимости от требований к уровню безопасности объекта. NetBotz – сугубо утилитарная система, в продукте нет никаких поражающих воображение возможностей, но она позволяет персоналу ЦОДа вовремя реагировать на инциденты и критические изменения и тем самым гарантирует дата-центру право на жизнь. Достоинство этого решения в том, что все его компоненты хорошо стыкуются друг с другом, как детали конструктора Lego. NetBotz хорошо масштабируется и не требует каких-либо специальных знаний для настройки. Тем не менее мы предлагаем желающим пройти обучение работе с ним. Заказчику для внедрения NetBotz придется провести определенные работы: установить датчики (и протянуть для них кабели, в случае использования проводных датчиков), если требуется, установить камеры, изолировать потоки воздуха, на дверях стоек установить активные замки. О таких вещах, как мониторинг, лучше подумать заранее, еще при прокладке СКС. Но мы, со своей стороны, постарались облегчить жизнь пользователям, реализовав в NetBotz поддержку беспроводных датчиков температуры и влажности, которым кабели не нужны.

– На какую минимальную конфигурацию оборудования заказчика рассчитана система DCIM Schneider Electric?

– Наше решение подразумевает любой масштаб и любые потребности наших заказчиков – от простого мониторинга до того, что называется сейчас управлением жизненным циклом. Системы DCIM целесообразно использовать, когда количество стоек или оборудования превышает возможности администраторов или команды ЦОДа по повседневному контролю за оборудованием. Здесь многое зависит от критичности дата-центра для бизнеса. Например, на работу дата-центра банка, даже если в нем всего 10 стоек, человеческий фактор должен влиять минимально, и наличие системы DCIM там вполне оправданно для минимизации ошибок. А если владелец инфраструктуры – оператор, то управление активами – это просто головная боль. И риски там другого рода, больше связанные с эффективностью, ошибками в использовании ресурсов и сложностью процедур эксплуатации.

Кроме того, в нашем решении DCIM есть популярная среди операторов коммерческих ЦОДов функция, позволяющая провайдеру предоставлять заказчику инструменты для мониторинга и управления арендованной частью ЦОДа, и в таких ситуациях объемы обслуживаемой инфраструктуры могут быть весьма скромными.

– Последняя версия ПО Data Center Operation, входящего в ваше решение DCIM, имеет номер 8.0, т.е. оно прошло несколько этапов развития. В каком направлении шла эволюция?

Operation, как и следует из названия, – это система для организации эксплуатации. Это продукт с очень качественной историей – он долго эволюционировал из системы мониторинга и графического конфигуратора решений. Эволюция шла по пути наращивания удобства и функций, запрашиваемых нашими заказчиками. Сейчас с этим ПО чаще всех работают специалисты, которые занимаются обследованием, аудитом и ведением изменений в дата-центрах. Теперь им это удобно делать с помощью портативных устройств типа планшета или смартфона. Поэтому в Data Center Operation появился интерфейс, доступный через веб-браузер с любого устройства. Также появился инструмент для провайдеров коммерческих ЦОДов. Теперь через портал для клиентов или личный кабинет арендатор получает доступ к информации о состоянии своего оборудования, к функции управления перемещениями и т.п. Оператор дата-центра всего лишь должен «нарезать» для заказчиков имеющуюся модель и дать пользователям необходимые права доступа. За несколько последних лет нашей эволюции в ответ на растущие запросы рынка появилось много аналитики и средств, направленных на повышение эффективности эксплуатации ИТ-активов.

– Что позволяет делать базовая конфигурация Data Center Operation 8.0?

– Я бы сказал, что в базовую конфигурацию Operation входят три наиболее популярных модуля, которые дают возможности: а) создать модель ЦОДа от уровня здания и помещения до уровня ИТ-оборудования в стойках, б) описать все физические и логические зависимости в ЦОДе, в том числе между компонентами, ресурсами и сервисами и в) вести все необходимые изменения в течение всей жизни ЦОДа.

При этом в базовой конфигурации будут минимизированы все ошибки, связанные с ошибками в выборе места установки оборудования, обеспечения необходимых ресурсов, уровня резервирования и т. д. С момента внедрения все операции IMAC (Install Move Add Change) выполняются через автоматизированные процедуры, что на практике влияет на устойчивость сервисов, ради которых ЦОД и существует.

Для наших заказчиков очевидно, что в долгосрочной перспективе ЦОД, имеющий полную документацию и историю изменений, является более прозрачным и эффективным активом.

– Может ли заказчик сам наращивать функциональные возможности этого ПО? Какая поддержка требуется от вендора?

– В рамках управления жизненным циклом ЦОДа заказчику может потребоваться более полная информация о его состоянии – например, общая энергоэффективность, удельные затраты или эффективность отдельных моделей вычислительного оборудования. Пользователь может самостоятельно или с помощью наших специалистов установить дополнительные модули и получить новый функционал. Новые фирменные модули появляются, их сейчас в общей сложности около десятка. Также можно интегрировать DCIM с уже имеющимся сервисами биллинга, инвентаризации, управления бизнесом, Service Desk и т.п. Всё это квалифицированный ИТ-специалист может сделать самостоятельно, поскольку у Data Center Operation достаточно дружелюбный интерфейс, имеется форум и документация, доступная через ресурс dcimsupport.apc.com. Но наличие опытного консультанта со стороны вендора или интегратора очень даже приветствуется. Во всяком случае, наш опыт показывает, что это значительно помогает внедрению. Отмечу, что многие новые функции заказчики получают бесплатно. А для обновления версий требуется только стандартная сервисная поддержка, продлеваемая ежегодно. Стоимость продления поддержки составляет менее 20% стоимости лицензии.

– Готовы ли современные заказчики к внедрению DCIM-систем? Какими функциями они пользуются чаще всего?

– Даже те заказчики, которые еще не привыкли оценивать риски и стоимость эксплуатации своих дата-центров, считают наше решение интересным. Большая часть владельцев ЦОДов, приобретая системы NetBotz и Data Center Expert, ограничиваются средствами мониторинга и видеонаблюдения. Более опытные клиенты, которые уже испытывали проблемы с нехваткой ресурсов или периодические отказы в работе оборудования дата-центра, знают о возможностях нашего решения. Но и они, к сожалению, чаще всего пользуются только базовыми функциями. Объясняется это, на мой взгляд, высокой загрузкой сотрудников служб эксплуатации ЦОДов. Они успевают заниматься только мониторингом и элементарным поддержанием инфраструктуры в рабочем состоянии. Ни на что другое, в том числе на грамотное управление ресурсами, документирование изменений или долгосрочное планирование у них просто не хватает времени. На каждого сотрудника в команде сейчас приходится в десятки раз больше серверов, гигабайтов, терафлопсов и киловатт, чем несколько лет назад. При этом требования к эффективности, скорости действий выше, вероятность ошибки больше и стоимость этой ошибки тоже намного больше.

Но мы работаем над этой проблемой. Мы готовы обучать пользователей, давать оборудование на тестирование, ждать, пока они созреют и прочувствуют необходимость использования наших решений, помогать во внедрении, делиться своим опытом и, конечно, прислушиваться к чужому опыту и советам.

– В каких направлениях, по вашему мнению, будет идти дальнейшее развитие систем DCIM?

– Направлений развития, на мой взгляд, два. Правда, в первом из них концептуально уже практически всё сделано. Первый, традиционный путь, предполагает развитие автономных решений DCIM, которые обеспечивают мониторинг оборудования, поддержку повседневной деятельности, оценку эффективности эксплуатации дата-центра, включая финансовую состоятельность проекта, и анализ возможных путей модернизации ЦОДа. Второе направление – это развитие систем с использованием внешних облачных сервисов, а проще говоря, операторского сервиса удаленного мониторинга, оповещений, содействия в эксплуатации, аналитики.

Удаленный мониторинг оборудования, служба консалтинга и помощи в обслуживании или восстановлении работоспособности оборудования уже очень востребованы. Первый продукт такого рода – облачный сервис Schneider Electric StruxureOn, который позволяет осуществлять удаленное наблюдение и диагностику оборудования на площадке заказчика и помогает в решении потенциальных или возникающих проблем. Он сейчас уже эксплуатируется в ряде стран и в США, но совсем скоро может появиться и в России

Подробнее на  IKSMEDIA.RU:



Помогите своим коллегам быть в курсе интересных новостей! Поделитесь!
Документ без названия


баннер

 

 

Приглашаем принять участие
в воркшопе ITSM Labs
баннер


 


баннер


Партнеры itSMF России



 Директор информационной службы
 

Information Management

Открытые системы



Московское отделение ISACA

ABPMP Russian Chapter

GlobalCIO

СоДИТ

SPb CIO Club — партнер itSMF России

Высшая школа бизнес-информатики Государственного университета – Высшей школы экономики (ВШБИ)

МИИТ

ГУУ

Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ)

Факультет ВМК МГУ имени М.В. Ломоносова

Московский институт электроники и математики (МИЭМ)

Институт информационных бизнес систем



Блоги: