itSMF Russia :: Ассоциации организаций и специалистов в сфере управления информационными технологиями «ИТ сервис-менеджмент форум» баннер
НОВОСТИ УЧАСТИЕ В АССОЦИАЦИИ ОБ АССОЦИАЦИИ БИБЛИОТЕКА СОБЫТИЯ ДЛЯ УЧАСТНИКОВ ТРЕБУЮТСЯ СПЕЦИАЛИСТЫ БЛОГИ

баннер

 

 

 

баннер

 

Присоединиться к ITSM сообществу


Состав itSMF Russia

 

 


книжный магазин itSMF



Подпишитесь на новости ITSM-сообщества

* обязательные поля
Архив рассылок >>>



facebook linkedin баннер twitter



Реестр аккредитованных учебных центров, работающих в Российской Федерации и имеющих право проводить обучение по утвержденному списку курсов ITIL®


Manager’s Certificate in IT Service Management Список ITIL Expert'ов и сервис-менеджеров России и стран СНГ



Список российских профессионалов сервис-менеджмента, обладателей сертификатов priSM




Работа для Вас: актуальные вакансии


Аутсорсинг как стиль жизни
Untitled Document

Мнения о настоящем и будущем рынка аутсорсинга, высказанные топ-менеджерами иностранных компаний, вынесено нами в отдельную статью. Не корысти ради. И не с целью противопоставить иностранные компании российским. Тем более что менеджеры-то все равно «наши», местные, и их точка зрения в целом совпадает с мнением «чисто российских» коллег. Но есть в их оценках и легкий иностранный акцент, некий привкус, как в блюдах французского ресторана, даже если там и работает русский шеф-повар. Итак, что же думают по поводу увеличения спроса на услуги аутсорсинга менеджеры соответствующих подразделений HP, IBM и Siemens? Мысль, как мне показалось, можно кратко сформулировать так:

Заказчики заняли оборону

«Всплеска заказов на аутсорсинг нет, — констатирует Игорь Пчелинцев, руководитель направления по проектированию сервисных решений компании Siemens IT Solutions and Services. — Верхи (заказчики, они же деньги платят) не хотят, а низы (аутсорсеры) не могут. Ситуация антиреволюционная. Какой же может быть всплеск? Заказчики оказались более прагматичными, чем, видимо, ожидалось. Несмотря на то что информационные технологии попали в число первых кандидатов на сокращение затрат, клиенты не перешли на аутсорсинговую модель сервиса. И продемонстрировали этим понимание, что аутстаффинг и ауттаскинг, которые превалируют на рынке, не приносят того эффекта, который был бы полезен для их бизнеса, особенно в период кризиса. Аутсорсеры же продемонстрировали, что их арсенал услуг рядовой, а география — локальная».

Во многом согласен с коллегой Владимир Зайцев, менеджер по предоставлению услуг аутсорсинга в России и СНГ «НР Россия»: «Многие компании решили рассмотреть возможности аутсорсинга для снижения расходов. Другое дело, что аутсорсинг не всегда приводит к быстрому их снижению. В некоторых случаях возможное снижение расходов оказалось недостаточным для сделки, поэтому большого роста совершившихся сделок не наблюдалось. Наибольший же интерес заказчики проявляют к аутсорсингу поддержки бизнес-приложений, управлению инфраструктурой а также рабочими местами».

«Не получив ожидаемых бюджетов со стороны бизнес-подразделений, IT-департаменты многих российских компаний были лишены возможности закупать инфраструктуру на собственный баланс и обратили внимание на возможность получения этой инфраструктуры как сервиса. Особенно ярко эта тенденция прослеживается в области хостинга бизнес-приложений, на котором специализируется компания IBM. Мы также наблюдаем повышение интереса к аутсорсингу услуг по поддержке пользователей и именно на этом начинаем сейчас концентрировать усилия», — прокомментировала ситуацию Наталья Лебедева, руководитель направления продаж услуг хостинга и обеспечения непрерывности бизнеса «IBM Россия/СНГ».

Таким образом, интерес у заказчиков к крупным аутсорсерам есть. И рыночная ситуация для последних довольно благоприятная. И все же бизнес развивается не так быстро, как многим из них хотелось бы. Возможно, дело в том, что аутсорсинг слишком широкое понятие. И отношение к нему у заказчиков складывалось в процессе общения с самыми разными, не только крупными, компаниями. У кого-то из клиентов опыт, прямо скажем, негативный. «Заказчики, выдержавшие «натиск» предложений типового, ненужного им IT-аутсорсинга, выработали «рефлекс самообороны» и решили справляться с трудностями собственными силами», — выразил свою точку зрения Игорь Пчелинцев.

Правый хвост длиннее!

Эта фраза профессора Селезнева из мультфильма про третью планету полностью отражает отношение аутсорсеров к продолжительности «правильного» проекта. «Аутсорсинг не может быть краткосрочным — это не скорая помощь и не «IT-МЧС», — говорит Игорь Пчелинцев (Siemens IT Solutions and Services). Процессы подготовки и инициацию работ он сравнил с «философским и методологическим обобщением реализованных проектов и в то же время продуктивной платформой подготовки новых проектов с учетом индивидуальностей клиентов». И отметил, что у крупных аутсорсеров «индустриального статуса» предложения хоть и философские, но изначально представлены в виде портфеля стандартных услуг.

«Для стандартных сервисов небольшого объема оценку, достаточную для принятия решения, можно произвести за несколько дней, и обычно аутсорсер делает это бесплатно», — уточняет Владимир Зайцев («НР Россия»), но отмечает, что нередко заказчик «не владеет реальной информацией о своих расходах». В этом случае, а также если речь идет о крупном стратегическом проекте, подготовка проходит несколько этапов: построение бизнес-обоснования первого приближения, исследование, совместная верификация финансовых параметров — при этом к следующему этапу переходят, только имея согласованную позицию по предыдущему.

Наталья Лебедева («IBM Россия/СНГ») полагает, что к стратегическому аутсорсингу российские компании пока не готовы. Если же говорить об ауттаскинге, или фокусном аутсорсинге, то у IBM по каждому типу таких проектов имеются все необходимые материалы и методики для подготовки бизнес-обоснования и договора на оказание услуг.

Проблема «невозвратов»

«Проблема невозвратов» (конфликты при возврате внутрь компании процессов, отданных ранее на аутсорсинг. — Л. Ч.) характерна для незрелых проектов, в которых культура аутсорсинговых отношений невысока, причем, как правило, и со стороны заказчика, и со стороны исполнителя, — считает Игорь Пчелинцев (Siemens IT Solutions and Services). — Переход на аутсорсинг — это не визит в магазин кожгалантереи, где можно перемерить множество перчаточных изделий. И аутсорсинг — это не просто инструмент для решения отдельной задачи или замены определенной группы специалистов. Аутсорсинг — это стиль жизни компании-заказчика в отношениях партнерства с поставщиками услуг».

Тем не менее, согласитесь, можно купить «перчатки» у одного аутсорсера, а «шляпу» заказать у другого. «Зависимость от одного аутсорсера можно убрать, используя несколько аутсорсинговых компаний. При этом возможно использовать третью компанию для управления», — резюмирует Владимир Зайцев («НР Россия»).

Наталья Лебедева («IBM Россия/СНГ») не видит проблем с возвратом, если речь идет о крупном аутсорсере. «У компании IBM (как и у всех, в том числе российских, серьезных аутсорсинговых компаний. — Л. Ч.) есть соответствующие практики и методологии, которые обязывают детально документировать процесс оказания услуг и выстраивать его по процедурам в соответствии с методологией ITIL. Благодаря жесткому следованию таким правилам процесс возврата под крыло заказчика может проходить абсолютно безболезненно».

Что нам стоит ЦОД построить?

Рассуждая о ЦОД, г-н Пчелинцев (Siemens IT Solutions and Services) подчеркивает, что в этой сфере востребованы сейчас «те услуги, которые приносят ценность для бизнеса клиента». Чаще всего, говорит он, клиенты «вырезают» из предложений аутстаффинговые и ауттаскинговые составляющие, и остаются услуги co-location. К сожалению, для провайдеров услуг ЦОД (если, конечно, инициаторы ЦОД-проектов не рассчитывали именно на такого рода сервис). «В строительстве новых ЦОД будут преобладать проекты, заказанные крупными компаниями для собственных корпоративных нужд (в основном, телекоммуникационными операторами)», — продолжает г-н Пчелинцев. Кроме того, по его мнению, в последнее время появились новые возможности для предложения услуг типа IaaS и SaaS на базе ЦОД. «Это были бы поистине услуги кризисного периода, если бы не определенные вопросы из области ценообразования и лицензирования», — посетовал Игорь Пчелинцев.

«В сфере ЦОД наблюдается стабилизация. Раньше спрос на площади data-центров превышал предложение, а сейчас ситуация выравнивается, — делится мнением Наталья Лебедева (добавив, что в IBM отмечают «существенное повышение спроса на предоставление в аренду оборудования»). «Строительство ЦОД — всегда рискованное предприятие, – предупреждает Владимир Зайцев («HP Россия»). — Обычно аутсорсер строит его в расчете не на сервисы низкостоимостные, такие, как хостинг или совместное размещение. Таких услуг мы, например, в своих ЦОД не оказываем. Аутсорсеру выгодны услуги управления инфраструктурой, которую заказчик размещает у него, и по возможности приложениями».

То березки, то рябины

В отношении будущего Владимир Зайцев лаконичен и оптимистичен: «Рынок аутсорсинга будет расти. Как выделением IT-отделов в отдельные компании, так и передачей услуг компаниям-аутсорсерам, как крупным, так и мелким». А вот Игорь Пчелинцев уверен, что за кризисный год в среде IT-руководителей еще не произошло полного осознания происходящего. «Пока что IT-службы «ехали» за счет той инерции, которую обеспечили IT-мощности, накопленные за бурные предкризисные годы, — рассуждает он. — Последний год прожили в режиме директивной экономии. И получилось». Накатом, по его мнению, кому-то удастся проехать еще один год, но при этом есть риск «за успокаивающими березками не увидеть леса проблем», связанных с тем, что системы и оборудование неизбежно стареют — и морально, и физически.

«То, что не только лампочки повсеместно станут экономными, но и бизнес после кризиса, надо принять как аксиому, — подчеркивает г-н Пчелинцев. — Соответственно и IT вынудят стать реально эффективными, даже правильнее сказать, ценностными. И ведущая роль в этом процессе, безусловно, будет принадлежать тем или иным формам аутсорсинга. Однозначно можно утверждать, что это будет индустриальный IT аутсорсинг — в прямом смысле, со всеми атрибутами производственных процессов. Неоднозначно, но, пожалуй, в большинстве случаев это будет глобальный или офшорный IT-аутсорсинг».

Оригинал статьи на
лого



Помогите своим коллегам быть в курсе интересных новостей! Поделитесь!
Документ без названия


баннер

 

 

Приглашаем принять участие
в воркшопе ITSM Labs
баннер


 


баннер


Партнеры itSMF России



 Директор информационной службы
 

Information Management

Открытые системы



Московское отделение ISACA

ABPMP Russian Chapter

GlobalCIO

СоДИТ

SPb CIO Club — партнер itSMF России

Высшая школа бизнес-информатики Государственного университета – Высшей школы экономики (ВШБИ)

МИИТ

ГУУ

Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ)

Факультет ВМК МГУ имени М.В. Ломоносова

Московский институт электроники и математики (МИЭМ)

Институт информационных бизнес систем



Блоги: