itSMF Russia :: Ассоциации организаций и специалистов в сфере управления информационными технологиями «ИТ сервис-менеджмент форум» баннер
НОВОСТИ УЧАСТИЕ В АССОЦИАЦИИ ОБ АССОЦИАЦИИ БИБЛИОТЕКА СОБЫТИЯ ДЛЯ УЧАСТНИКОВ NEW ТРЕБУЮТСЯ СПЕЦИАЛИСТЫ БЛОГИ

 

Business Automation Day — Инновации в основе бизнеса

 


Присоединиться к ITSM сообществу


Состав itSMF Russia


 


книжный магазин itSMF



Подпишитесь на новости ITSM-сообщества

* обязательные поля
Архив рассылок >>>



facebook linkedin twitter



Реестр аккредитованных учебных центров, работающих в Российской Федерации и имеющих право проводить обучение по утвержденному списку курсов ITIL®


Manager’s Certificate in IT Service Management Список ITIL Expert'ов и сервис-менеджеров России и стран СНГ



Список российских профессионалов сервис-менеджмента, обладателей сертификатов priSM




Работа для Вас: актуальные вакансии


Андрей Педоренко: «ИТ-проекты стали бизнес-проектами компании»
Untitled Document Автор: Дмитрий Шульгин
Опубликовано 15 апреля 2009 года

ИТ-департамент компании «АльфаСтрахование» недавно осуществил обновление своей службы технической поддержки, перейдя с системы HP Service Desk (модуль платформы HP OpenView) на OmniTracker. Как нам удалось выяснить, эта трансформация не является единственным проектом внедрения, которым занимается «АльфаСтрахование». Мы решили побеседовать с директором департамента ИТ Андреем Педоренко и узнать его мнение, относительно возможностей развития ИТ в период экономического кризиса.

Андрей Васильевич, насколько велико на сегодня ваше хозяйство, и как вам удается контролировать существующую ИТ-инфраструктуру?

– В последние годы наша компания сильно выросла – только за прошлый год объемы бизнеса «АльфаСтрахования» удвоились, количество сотрудников выросло на 30-40% (по всем подразделениям), и мы, как ИТ-департамент, должны соответствовать этому росту. Входной поток данных увеличился у нас за год на 50% – ИТ должны работать эффективнее, чтобы успевать за ростом информационного обмена. Вообще, вопросы повышения эффективности работы выходят сейчас на первое место – это было нам понятно уже и до наступления кризиса, который лишь подстегнул нас двигаться в направлении оптимизации ИТ.

На протяжении последних шести лет мы последовательно выстраиваем централизованную информационную систему. Все филиалы компании «АльфаСтрахование» в регионах от Южно-Сахалинска и до Калининграда (сегодня их уже около 100) работают в централизованных системах, которые физически расположены в Москве. Все вопросы, связанные с поддержкой пользователей у нас также централизованы.

– Кстати, о сервисной поддержке. Если вспомнить о проекте внедрения OmniTracker, то при выборе новой системы для вас большое значение имел фактор наличия нескольких партнеров у разработчика решения. Чем это объясняется?

Очень просто – один партнер может исчезнуть или перестать поддерживать данный продукт, и дело здесь не в кризисной ситуации на рынке, а в общем подходе к рискам. И потом, имея двух конкурентов, всегда проще договариваться с одним из них – с точки зрения скидок и условий его функционирования. Конечно, при выборе партнера в данной ситуации (проект внедрения новой службы технической поддержки на OmniTracker) мы не оценивали его финансовую стабильность – это уже выходит за рамки реальных потребностей бизнеса, хотя и здесь все зависит от конкретного проекта. Если мы имеем дело с некритичным для бизнеса сервисом, то и степень проверки партнера ведется не на таком глубоком уровне. Иное дело с внедрением страховой системы – тогда мы анализировали все, вплоть до того, кто является владельцем компании и пр.

Андрей Васильевич, насколько я понимаю ситуацию, кризис упрощает работу с партнерами, которые вынуждены идти на уступки, чтобы сохранить возможность работать в живых ИТ-проектах, которых сейчас на рынке осталось не так много. Это возрастание конкуренции в среде поставщиков решений можно расценивать как положительный момент. Но как влияет на ситуацию с финансированием проектов прыгающий курс доллара?

Да, это серьезная проблема, но это общая ситуация, которая затрагивает в равной степени все страховые компании. На своих выступлениях на различных конференциях я неоднократно указывал на то, что нестабильность валютного рынка является одним из самых серьезных факторов, влияющих на российский бизнес. Видите ли, дело в том, что большинство отечественных страховщиков, и мы здесь не исключение из правила, имеют рублевые бюджеты, поэтому скачок доллара в 25-30% это, если и не катастрофа, то очень серьезный удар по стратегии компании, который, естественно, отражается и на ИТ-департаменте.

В частности, были проблемы и с подписанием проекта по внедрению сервисной поддержки – мы заключили его, в конечном итоге, в рублях, хотя изначально в него закладывались другие суммы. Понятно, что сам проект внедрения системы OmniTracker не был дорогим, поэтому изменения курса не оказали на нас существенного влияния, но в целом падение рубля обернулось для нас большими проблемами. Разработчики решений работают со своими партнерами в твердой валюте, перекладывая на их плечи все валютные проблемы. Что делают партнеры? Поступают точно так же – перекладывают далее эти проблемы на плечи своих клиентов. Мы оказываемся в этом ряду крайними и расплачиваемся за скачки доллара из бюджета компании. Одним словом, проблема эта серьезная, и она расползается все дальше, задевая не только ИТ-отделы российских компаний, тесно связанные с зарубежными поставщиками решений, но и другие подразделения бизнеса.

Понятно, что на стоимости лицензии, которые оплачиваются валютой, сэкономить нельзя. Но, теоретически, партнеры могли бы предоставлять заказчикам какие-то минимальные скидки за счет удешевления оплаты самих работ. Однако я уже сталкивался с тем, что многие отечественные компании пытаются номинировать и свои работы в валюте, что просто неприемлемо.

В этой ситуации мы стараемся использовать рычаги конкуренции для оказания давления на партнеров. Тем не менее, надо понимать, что на своего партнера давить до бесконечности нельзя. Конечно, всегда есть какие-то привходящие обстоятельства: для партнера может быть выгодно иметь данного клиента в своем портфеле заказчиков, и ради этого имиджевого момента он будет готов поступиться долей своей прибыли.

И вы это используете? Ведь, быть партнером компании «АльфаСтрахование» престижно?

Дело не только в нас самих – для наших партнеров в данном случае большое значение имеет один момент, о котором стоит упомянуть отдельно. Мы входим в один из крупнейших в России финансово-промышленных консорциумов – «Альфа-Групп», интересы которого распространяются на добычу нефти и газа, коммерческую и инвестиционную банковскую деятельность, управление активами, страхование, розничную торговлю, телекоммуникации, средства массовой информации. И чтобы войти в это содружество, как говорится, все средства хороши, а мы, естественно, этим обстоятельством активно пользуемся.

У нас сложились очень хорошие отношения с широким спектром партнеров, включая такие мощные компании, как IBM, Oracle, HP. Они дают нам серьезные скидки не только потому, что мы стали крупной российской страховой компанией, но и исходя из того соображения, что «АльфаСтрахование» входит в «Альфа-Групп», у которой есть совместные интересы с теми же IBM, Oracle, HP. Проще говоря, в наших взаимоотношениях они рассматривают нас как часть целого и учитывают этот фактор при расчетах.

Сейчас мы стараемся выстроить такие же «правильные» отношения с корпорацией Microsoft, но пока нам не удавалось достичь с ними взаимопонимания. Этот софтверный гигант является неким «государством в государстве» – они рассматривают каждую компанию в отдельности.

Кстати, если уж у нас зашла речь о Microsoft, то я отмечу, что они сейчас ужесточают свою лицензионную политику, усиливая мониторинг исполнения обязательств своих контрагентов, нанимают аудиторские компании и пр. Откуда возникают эти проблемы с лицензированием? Причины могут быть самые разные. Смотрите, мы очень быстро растем – покупаем массу других компаний, осуществляем процессы их поглощения, и при этом, естественно, возникают сложности с лицензионной политикой, которые нам приходится улаживать с Microsoft.

Продолжая этот разговор об отношениях с Microsoft, стоит отметить, что все базовые системы «АльфаСтрахования» сделаны на Oracle. Чем это объясняется?

На самом деле не стоит тут искать какой-то тайны – все объясняется предельно просто: пока никто не придумал MS SQL для RISC-машин. У нас корпоративный стандарт – уже много лет мы свои серьезные бизнес-системы, основанные на реляционных базах данных, держим только на RISC-архитектуре. Это вовсе не означает какого-то предубеждения к продуктам Microsoft – просто SQL может работать только на платформе Wintel.

А как вы относитесь к возможности перевода своих сотрудников на OpenSource продукты?

На мой взгляд, проекты использования продуктов класса OpenSource, в частности Open Office, пока еще далеки от реальных потребностей бизнеса. Конечно, мы рассматривали такой вариант и никогда не списывали его со счетов, но здесь есть слишком много возражений. Во-первых, существует целый пласт сотрудников компании, для которых Open Office неприемлем, поскольку он обладает узким функционалом. Таким работникам нужен, минимум, Microsoft Office 2003, а еще лучше – MS Office 2007. Естественно, здесь многое зависит от специфики работы той или иной компании. Если рассматривать страховой бизнес, то у нас, например, имеется достаточно широкий слой работников, для которых MS Office – не роскошь, а необходимость.

Мы финансовая компания с расширенным функционалом математики, так что Excel нам нужен настоящий, а не «плюшевый». А если еще принять во внимание вопрос привязки к базам данных, то преимущества продукта от Microsoft становятся очевидными.

Понятно, что примерно 50% сотрудников мы бы могли перевести на Open Office, но тут сразу же возникают проблемы коммуникации, конвертеров, поддержки и пр. Еще раз, я вовсе не считаю, что переход на Open Source – это «мертвая тема», но пока ее реалии мне не очень понятны. В настоящее время для нас не существует никакой серьезной альтернативы системе Windows для рабочих станции. В условиях кризиса мы не можем позволить себе и дополнительные расходы на переобучение сотрудников на работу с Open Office.

Большинство ИТ-директоров, с которыми я беседовал в последние месяцы, рассказывали мне только о своих завершенных проектах, и вы первый, кто говорит о текущих внедрениях. Похоже, что ИТ-бюджет у компании «АльфаСтрахование» сохранился?

Да, мы ведем проекты, и наша компания поставила развитие ИТ-технологий в качестве одного из своих стратегических приоритетов. Весь прошлый год мы проводили, если можно так выразиться, «обучение топ-менеджмента» по вопросам ИТ-организации, ИТ-архитектуры, с точки зрения бизнеса. Еще в конце позапрошлого года мы представили руководству свою ИТ-стратегию, в которую люди не поверили: «Мы не понимаем, зачем это нужно». Было принято решение: остановится и провести оценку всего, что было уже сделано.

Тогда мы наняли компанию Gartner: обратились к московскому отделению, сотрудники которого подтянули к этой работе специалистов из Европы. Перед ними стояло две задачи. Во-первых, они должны были оценить адекватность созданной нами ИТ-архитектуры тому уровню бизнеса и тем стратегическим задачам, которые бизнес перед собой ставит; найти дыры в системе и дать рекомендации по развитию. Вторая задача – оценить нашу организационную ИТ-структуру и дать свои рекомендации по управлению ИТ.

В итоге, мы провели несколько семинаров с нашими топ-менеджерами, включая генерального директора компании, сотрудников штаб-квартиры и некоторых директоров региональных центров. Был сформирован план, который во многих аспектах повторял тот наш изначальный проект, но теперь эта ИТ-стратегия была уже осознанной. Руководство одобрило наши ИТ-проекты, исходя из реального понимания того, зачем это надо делать, и как это поможет бизнесу. Это решение не было простым – оно рождалось в диалогах, в дискуссиях.

Я считают большим достижением, что нами были выработаны ключевые финансовые показатели деятельности ИТ-департемента. Например, было утверждено, что ИТ-бюджет должен составлять 2% от сборов страховых премий. Далее, мы пришли к выводу, что количество сотрудников наших информационных подразделений должно составлять порядка 10% от общего числа сотрудников компании. Эти две утвержденные цифры и были главным достижением всего прошлого года, с точки зрения развития нашего департамента.

Когда верстался бюджет 2009 года, он предусматривал серьезные вложения в инвестиционные проекты. Мы должны были запустить порядка 15 проектов, в основном, связанных с новыми приложениями. К сожалению, кризис внес свои коррективы, и количество проектов уменьшилось, но они, тем не менее, есть. Сейчас мы осуществляем ИТ-проект, связанный с интеграцией приложений; создаем многоканальную систему клиентской поддержки – набор фронтальных решений, которые бы не зависели от ядерных систем, лежащих внутри, и были бы доступны широкому классу наших клиентов, продавцов, внешних контрагентов и т. д.

Мы ведем подготовку еще нескольких проектов, непосредственно ориентированных на бизнес. Руководство компании постоянно мониторит ситуацию с проектами, с возможностью их старта. Я считаю это хорошим знаком, когда топ-менеджмент принимает решения по развитию ИТ осознанно. И в завершение нашего разговора отмечу еще один крайне важный момент. С прошлого года все ИТ-проекты стали бизнес-проектами компании. Любое внедрение в сфере ИТ сейчас имеет у нас четкую бизнес-перспективу.

Статья опубликована
на cio-world.ru

Все права сохранены

 

 



Помогите своим коллегам быть в курсе интересных новостей! Поделитесь!
Документ без названия


поделиться

Приглашаем принять участие
в воркшопе ITSM Labs
баннер


баннер


баннер


Партнеры itSMF России



 Директор информационной службы
 

Information Management

Открытые системы



Московское отделение ISACA

ABPMP Russian Chapter

GlobalCIO

СоДИТ

SPb CIO Club — партнер itSMF России

Высшая школа бизнес-информатики Государственного университета – Высшей школы экономики (ВШБИ)

МИИТ

ГУУ

Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ)

Факультет ВМК МГУ имени М.В. Ломоносова

Московский институт электроники и математики (МИЭМ)

Институт информационных бизнес систем



Блоги: