itSMF Russia :: Ассоциации организаций и специалистов в сфере управления информационными технологиями «ИТ сервис-менеджмент форум» баннер
НОВОСТИ УЧАСТИЕ В АССОЦИАЦИИ ОБ АССОЦИАЦИИ БИБЛИОТЕКА СОБЫТИЯ ДЛЯ УЧАСТНИКОВ ТРЕБУЮТСЯ СПЕЦИАЛИСТЫ БЛОГИ

баннер

 

Присоединиться к ITSM сообществу


Состав itSMF Russia

 

баннер

 

 


книжный магазин itSMF



Подпишитесь на новости ITSM-сообщества

* обязательные поля
Архив рассылок >>>



facebook linkedin баннер twitter



Реестр аккредитованных учебных центров, работающих в Российской Федерации и имеющих право проводить обучение по утвержденному списку курсов ITIL®


Manager’s Certificate in IT Service Management Список ITIL Expert'ов и сервис-менеджеров России и стран СНГ



Список российских профессионалов сервис-менеджмента, обладателей сертификатов priSM




Работа для Вас: актуальные вакансии


Александр Чариков: «От поддержки к партнерству»
Untitled Document
Автор: Михаил Румянцев
Опубликовано 09 октября 2008 года

Корпорация «ТВЭЛ» — крупный холдинг в структуре Федерального агентства по атомной энергии («Росатома»). Основной деятельностью корпорации является разработка и производство ядерного топлива, а также сопутствующей ядерной и неядерной продукции. Компания «ТВЭЛ-Инвест» осуществляет материально-техническое обеспечение деятельности производственных предприятий, входящих в структуру корпорации. О работе компании и ее оснащенности современными ИТ-решениями наш сегодняшний разговор с Александром Чариковым, директором по ИТ «ТВЭЛ-Инвест».

–Александр, расскажите о деятельности вашей компании.

Александр Чариков: «От поддержки к партнерству»

— Наша компания, как часть корпорации «ТВЭЛ», занимается снабжением всеми материально-техническими ресурсами предприятий, входящих в ее состав. Конечно, есть ряд материалов, являющихся компонентами для производства ядерного топлива, которые наша компания не поставляет, но всю остальную продукцию, необходимую для реализации стоящих перед корпорацией задач, поставляем именно мы. С самого начала нашей деятельности были выработаны подробные стандарты корпорации, которые содержат регламент нашей работы и отражают специфику взаимоотношений с заказчиками и с самой корпорацией. Они включают в себя конкретные сроки поставки материалов и оборудования, а также формы отчетности, которые мы должны предоставлять корпорации. Номенклатура материалов и оборудования, поставляемых заказчикам в течение одного квартала, может состоять из более чем 20 тыс. позиций, поэтому четкие регламенты и прописанные в соответствии с ними бизнес-процессы позволяют нам работать в оптимальном режиме. Все это нашло отражение в системе менеджмента качества (СМК), которая была внедрена в нашей компании несколько лет назад.

— Наверное, эти стандарты и документы СМК помогают вам при внедрении ИТ-решений, поскольку наличие четко прописанных бизнес-процессов дает возможность понять, как в наиболее оптимальном варианте реализовать тот или иной проект?

— Конечно, когда к нам приходят внедренцы, мы в первую очередь знакомим их с нашими регламентами, документацией и бизнес-процессами. После уточнения каких-то позиций можно начинать внедрение. По сравнению со множеством обычных усредненных предприятий период обследования консультантами нашей деятельности сокращается примерно в три раза. Единственный «тонкий» момент этой ситуации заключается в том, что, с одной стороны, мы стараемся максимально использовать функционал ИТ-решения, т. е. практически ничего не изменять в нем, так как чем больше изменений вносится в систему, тем менее надежной становится ее работа. С другой стороны, наличие тех самых регламентов и стандартов не позволяет нам в значительной степени менять бизнес-процессы для подстройки под функционал системы. Однако два недавно внедренных крупных проекта завершились весьма успешно, без каких-либо кардинальных преобразований бизнес-процессов и функционала решений.

— Расскажите об этих проектах подробнее.

— Первый проект — это внедрение SAP, который, кстати, является корпоративным стандартом в отрасли. Несмотря на то что до внедрения SAP у нас существовал так называемый зоопарк решений, все работало слаженно и весьма эффективно, но в связи с расширением спектра задач, стоящих перед нашей компанией, было принято решение о реализации данного проекта. Особенность его заключалась в том, что помимо построения единой информационной системы, обеспечивающей эффективное управление бизнес-процессами, сроки внедрения были жестко ограничены — восемь месяцев. Тем не менее, с задачей мы справились. Конечно, наше предприятие не очень большое — у нас нет заводов или иных производственных мощностей, но у нашей компании есть четыре региональных представительства, что усложняло реализацию проекта.

Второй проект — создание центрально-справочных материалов корпорации «ТВЭЛ». Наша компания является «центральной точкой», через которую проходит вся номенклатура товаров и оборудования, используемых в корпорации, поэтому мы и были выбраны в качестве платформы для развития центрально-справочных материалов в части создания справочника номенклатуры. При реализации данного проекта были некоторые трудности, связанные, в частности, с тем, что в тот же период в компании внедрялся SAP, причем также в весьма ограниченные сроки. Тем не менее, одновременное внедрение двух проектов не сказалось на качестве и результатах в целом.

— Кто выступал в качестве интегратора данных проектов? Как складывались отношения с поставщиками решений?

— При реализации обоих проектов генеральным подрядчиком была компания «ТВЭЛ-Инвест Технолоджи», как и наша компания, входящая в состав корпорации «ТВЭЛ». При внедрении SAP интегратором выступила компания «БДО Юникон». Стоит отметить, что некоторые специалисты «БДО Юникон» раньше работали в группе компаний ИКТ, генерального подрядчика построения КИС всей корпорации. Многие вопросы для них были заранее известны и понятны, что способствовало уменьшению периода обследования нашей деятельности и, в конечном счете, сроков реализации проекта. Мы поставили ряд условий специалистам «БДО Юникон» по функционалу (который включает в себя документооборот, бухгалтерский учет, финансовую бухгалтерия, закупки и сбыт), срокам и ценам. Все эти условия были выполнены, так что внедрение можно считать удачным. Для успешной реализации проектов такого масштаба необходима «политическая воля» руководства, поэтому поддержка генерального директора Аллы Валерьевны Межуевой, которая входила в состав координационного совета, сыграла здесь очень важную роль.

В проекте по созданию центрально-справочных материалов исполнителем выступила компания Computel. Внутри корпорации проект получил название «Система управления основными данными» (СУОД). Помимо непосредственных исполнителей в команду проекта входили специалисты IBM, поскольку проект был реализован на IBM WebSphere, и представители корпорации «ТВЭЛ», так как проект носил корпоративный характер и его необходимо было подвергать мониторингу и контролю. Проект был достаточно сложный — необходимо было обработать огромный объем данных, прежде чем «запустить» их в справочник.

При построении всех проектов мы очень тесно взаимодействуем с компанией КРОК, которая за время нашего сотрудничества стала для нас надежным партнером по поставке любого оборудования. Большое количество сертифицированных специалистов в этой компании дает возможность оперативно справляться с возникшими проблемами. Не знаю, какова ценовая политика КРОКа в отношении других компаний, но в нашем случае КРОК демонстрирует очень гибкую ценовую политику.

— Что собой представляет ИТ-служба вашей компании?

— После реализации столь масштабных проектов ИТ-служба претерпела ряд серьезных изменений, точнее, произошла ее реорганизация. Строго говоря, как таковая она и появилась после описанных внедрений. До этого в нашей компании был ИТ-отдел, в состав которого входило около 12 сотрудников. Сегодня штат ИТ-службы насчитывает 27 специалистов разных направлений и состоит из трех отделов: поддержки и развития информационных систем, нормативно-справочной информации и технической поддержки.

— Отдаете ли вы что-то на аутсорсинг?

— Мы рассматривали этот вопрос, в частности, думали о том, чтобы отдать на аутсорсинг поддержку и обслуживание информационной системы SAP. Но, как известно, стоимость специалистов по SAP сегодня настолько высока, что от этой идеи мы отказались. Кроме того, наша компания входит в атомно-энергетический комплекс страны, что накладывает определенные ограничения по безопасности в плане привлечения сторонних организаций. В одном из выполняемых проектов «ТВЭЛ-Инвест» является сегодня соисполнителем, т. е. ИТ-служба начала предоставлять услуги не только в рамках своей организации, но и для внешних заказчиков. Это подтверждает компетенцию кадров ИТ-службы и дает возможность задействовать их не только для выполнения существующих проектов, но и для реализации поставленных бизнес-задач и стратегий, не прибегая к услугам консалтинговых компаний.

— Вы заговорили о безопасности. Как построена политика ИБ в вашей компании?

— Все наши заказчики имеют то или иное отношение к секретности (гостайна, ДСП, КТ и т. д.). К счастью для нас, та информация, которой мы обмениваемся с нашими заказчиками, непосредственного отношения к секретности не имеет. Тем не менее, режим секретности, который есть у наших заказчиков, создает определенные трудности при общении с ними. К примеру, проект по реализации центрально-справочных материалов должен быть интегрирован с информационными системами наших заказчиков, что сделать не так просто в силу того, что их ИС абсолютно закрыты. Несмотря на то что мы, как и они, входим в состав корпорации «ТВЭЛ», для наших заказчиков мы являемся все-таки сторонней организацией, и повышенный режим секретности не позволяет им дать нам допуск к своей информационной системе. Для решения этой задачи в корпорации существует проект по созданию корпоративной системы передачи данных (КСПД) и системы защиты информации (СЗИ). В декабре текущего года КСПД, как и «ТВЭЛ-Инвест» со своими региональными представительствами, должны быть аттестованы по классу безопасности 1 Г. Это тоже своего рода проект, причем достаточно сложный, возможно, нам придется вносить некоторые изменения в инфраструктуру, но по его окончании мы сможем завершить проект по центрально-справочной информации на уровне предприятий, интегрировавшись с их информационными системами.

— Какие еще проекты были реализованы в вашей компании за последнее время?

— Совсем недавно КРОК выполнил в нашей компании проект по созданию службы Service Desk на базе HP Service Manager, необходимой после реализации проектов по внедрению SAP и СУОД. Несмотря на определенные ограничения бюджета, нам удалось получить от КРОКа значительную скидку, и проект был реализован. КРОК также выполнил в нашей компании проект по созданию системы корпоративной телефонии и видеоконференц-связи.

— Как вы оцениваете позицию ИТ-службы компании «ТВЭЛ-Инвест»: ИТ-служба — партнер бизнеса или подразделение, отвечающее за техническую поддержку?

— Если обратиться к недавней истории, то еще в 2006 г. наша служба выполняла только функцию поддержки определенных бизнес-процессов. При планировании крупных ИТ-проектов на 2007 г. в стратегию бизнеса были включены две задачи, непосредственно связанные с ИТ-службой. В этом году таких задач уже пять, а на следующий год предусматривается девять. Таким образом, можно говорить об эволюционном переходе нашей ИТ-службы — от подразделения, отвечающего за поддержку бизнеса, к партнеру, помогающему решать стратегические задачи для успешного и эффективного развития бизнеса нашей компании.

Оригинал статьи Вы найдете на сайте cio-world.ru

Все права сохранены.

 



Помогите своим коллегам быть в курсе интересных новостей! Поделитесь!
Документ без названия


баннер

 

 

Приглашаем принять участие
в воркшопе ITSM Labs
баннер


 


баннер


Партнеры itSMF России



 Директор информационной службы
 

Information Management

Открытые системы



Московское отделение ISACA

ABPMP Russian Chapter

GlobalCIO

СоДИТ

SPb CIO Club — партнер itSMF России

Высшая школа бизнес-информатики Государственного университета – Высшей школы экономики (ВШБИ)

МИИТ

ГУУ

Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ)

Факультет ВМК МГУ имени М.В. Ломоносова

Московский институт электроники и математики (МИЭМ)

Институт информационных бизнес систем



Блоги: